• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Если формально, то я —капитан крейсерского швертбота Аметист...

Если формально, то я —капитан крейсерского швертбота Аметист...

Ольга Ананьева - аспирантка факультета социальных наук, департамент психологии НИУ ВШЭ, капитан яхты Аметист

Е.И.: Чем занимаетесь в яхт клубе?

О.А.: Если формально, то я —капитан крейсерского швертбота Аметист, а также старпом (старший помощник) и член гоночного экипажа на килевой крейсерской яхте Арбалет.  Но реально деятельность участников клуба гораздо шире: мы не только занимаемся лодками, к которым приписаны, мы активно вовлечены в самую разнообразную клубную деятельность, начиная от уборки территории, ремонта матчасти всего клубного флота, реализации текущих локальных задач, заканчивая подготовкой к клубным экспедициям и регатам и обучением и тренировкой новичков.

Важно понимать, что как только ты приходишь в клуб совсем зеленым новичком, первое, что тебе приходится делать — это, как правило, помогать на авралах (т.е. клубных субботниках, — они есть во всех студенческих яхт-клубах). Авралы включают в себя элементарное таскание вещей из точки А в точку Б, мытьё лодок, организацию хранения и мелкий ремонт. Если вы приходите в клуб осенью/зимой, то можете попасть на теоретические занятия, проводимые нашим клубом. Весной начинается активная подготовка к началу сезона: каждый капитан, следуя личному плану, старается максимально хорошо подготовить собственное судно к будущему сезону по мере собственных знаний, умений и возможностей и с помощью коллег. После спуска флота на воду начинаются активные тренировки, участие в гонках, летняя парусная экспедиция и простой отдых на воде под парусом для души.

 

Е.И.: Какая предыстория? Как посчастливилось там оказаться?

О.А.: Моя страсть к парусу зародилась в 2011 году, когда знакомый семьи пригласил нас провести отпуск на яхте в Средиземноморье. В 2014 году почти в той же компании мы прошлись по Балтике, получив кардинально другой, но не менее прекрасный опыт. Так что когда в 2016 году я, поступив в магистратуру ВШЭ, наткнулась на наш яхт-клуб, то просто не могла не присоединиться. Это была беспрецедентная возможность продолжать следовать страсти, которая не так уж и доступна для обычной студентки в Москве, учиться, развивать навыки и просто... снова попасть под парус.

Помню, у меня получалось только быть на авралах, теоретические занятия были для меня недоступны из-за несовместимости учебного графика магистратуры и клубных лекций, а летом я уехала продолжать учебу за рубеж, так что наша славная клубная жизнь для меня была поставлена на паузу на какое-то время. Вернувшись домой, я совершенно случайно столкнулась со своим капитаном, и он пригласил меня вернуться в клуб. Это была очередная беспрецедентная возможность, которую мне посчастливилось получить, я до сих пор неимоверно благодарна своим коллегам за то, что приняли меня, поделились опытом и знаниями, разделяют все наши нынешние приключения вместе со мной и просто продолжают быть самыми прекрасными морскими (или речными?) котиками. Самыми прекрасными котиками внутренних водных путей. :)

 

Е.И.: История, кейс, на соревнованиях

О.А.: На самом деле, каждое соревнование  — это история, поэтому очень сложно выбрать что-то одно, но в этом и заключается красота жизни нашего клуба. Ты дёргаешь стаксель-шкоты в гонках в первый сезон в клубе? Это история (“я ничего не понял, что сейчас было, но это было очень круто! О, а оказывается, мы ещё и передвигаемся, да так быстро!”). Ты попадаешь в другой экипаж на следующей регате? —  уже совершенно другая, но не менее занимательная история. Ты знакомишься со спинакером? И вот у тебя всё, вот просто ВСЁ, путается первые десять тысяч раз, пока ты пытаешься его завоевать (я первое время вела счёт на то, сколько раз спинакер-гик, топенант, оттяжки и шкоты задавали мне жару на баке. Очень позорный, надо сказать, но весёлый для меня счет).

Или же тебя реквизируют в судейскую комиссию помочь в регате? (Столько разных прекрасных и интересных людей в парусном спорте, у каждого можно поучиться и вместе повеселиться.)

А если ты в первый раз в гонке берешь пробу руля? А если вместе с тобой работает ещё и слаженный опытный экипаж, и вы побеждаете (обгоняете ближайших конкурентов)? А если условия совершенно незнакомо другие, но ты на судне —  самый опытный среди новичков, и волей-неволей приходится быстро думать и разрабатывать план действий? Ещё и командовать, и следить за столькими факторами: ветер, ориентир, курс, окружающие лодки, навигационные знаки и сигналы, паруса, экипаж. Я помню, как у меня взрывалась голова в первые периоды. А ведь кто-то ещё умудряется травить байки и сохранять благостное расположение духа! (Серьёзно, мои коллеги —герои!). А потом начинается новый сезон, и ощущения снова меняются, и кажется, ты всё на свете забыл, но при этом и не забыл вовсе, просто хочется снова тренироваться всё больше и больше.

Истории из летнего парусного похода? Имя им легион, эти истории каждый участник трепетно лелеет всё межсезонье. Твой первый клубный год: “ией! Я освоила шлюзование на швартовых!”. Твой второй клубный год: “ией! Я освоила шлюзование на руле!”. А затем: “ой, кажется, я не очень-то его и освоила на руле, если шлюзование ночью. Нужно тренироваться.”

В 2021 году самым ярким клубным переживанием для меня стал поход Москва-Конаково-Дубна-Углич-Череповец-Москва с акцентом на Рыбинском водохранилище. Занимательно анализировать калейдоскоп своего опыта в разных ролях на яхте. На шкотах и баке весело, задорно и привычно, на руле  — волнительно, но очень круто, на радиосвязи хочется игриво пообщаться с диспетчерами и расходящимися судами, на камбузе требуется быстро и сытно накормить весь экипаж кашей из топора (мой опыт кока говорит о том, что матросы-студенты, которые только кажутся пушинками, кушают не меньше двухметровых доцентов-докторов, да ещё и не наедаются досыта, а с якоря сниматься в самый раз пора). Но самое пугающее (но также и восхитительное) —  это быть штурманом на Рыбинке в первый раз. Очень отрезвляющий, очень обогащающий опыт; ты начинаешь обращать внимание на то, что раньше тебя не волновало, понимаешь, сколько вокруг опасностей и сложностей, сколько вокруг гигантских судов, от которых нужно уворачиваться на малом участке огромной акватории, учишься, как строить и держать курс, когда из ориентиров вокруг —  только бесконечные вода и чистое небо. Ночные переходы — это тоже изумительный, но требующий полной сосредоточенности вызов. Повторюсь, каждый элемент нашей клубной жизни —это замечательная история, присоединяйтесь к нам и вы сможете стать участниками грядущих совместных приключений.

 

Е.И.: Чего не хватает в самом клубе?

О.А.: Как я уже упоминала, возможность заниматься в яхт-клубе НИУ ВШЭ  —  это в своем роде уникальная возможность следовать страсти и осваивать навыки, которые не так легко доступны для многих студентов в Москве. У нас есть большой флот крейсеров, спортивных швертботов и даже несколько снарядов для зимнего паруса, если чего и не хватает —  так это времени, чтобы всем этим основательно заниматься: студенты загружены сессиями и занятиями, аспиранты — исследовательской работой и педагогической практикой, старшие коллеги —  собственной работой и семейными делами. Но именно занятость и загруженность позволяет находить пути оптимизации ресурсов, чтобы обустраивать работу максимально эффективно, исходя из конкретных целей. Заветной мечтой для некоторых остается отапливаемое помещение-мастерская в стенах университета, чтобы можно было собираться вместе со студентами для зимних практических занятий по ремонту (починка парусов и мелкого рангоута, выкройка крупных технических текстильных изделий, столярные проекты и уход за дельными вещами и моторами в тепле). Также наш клуб с радостью поприветствует новых коллег, готовых усердно работать, учиться новому и делиться собственным опытом.

Работа на лодке (и в клубе) не заканчивается никогда, но с каждым новым сезоном опыта и разумения у тебя становится всё больше, и неважно, несмышленый ли ты юнга, только вступивший в ряды парусных энтузиастов, или матерый, повидавший виды крутой капитан. Мы в клубе рады трудолюбивым соратникам, вне зависимости от опыта хождения под парусом, главное — это желание работать.

 

Е.И.: Личные пожелания/рекомендации для работы

О.А.: Говоря о клубной жизни, нам с коллегами очень хотелось бы самостоятельно проводить собственную регату ВШЭ и соревновательные групповые тренировки. Это позволит разнообразить уже сложившийся опыт и попробоваться в разных ролях в клубе (не только в качестве матросов или рулевых в гоночных экипажах, но и в качестве судей и участников судейских комиссий).

Пожелания и рекомендации для желающих вступить в клуб: 1) подумайте о своих приоритетах и мотивации. Если вы действительно хотите заниматься парусным спортом, готовы много работать, выполнять порой нудную, порой грязную, порой тяжелую работу ради возможности выйти под парус, мы обязательно с вами споёмся! Если вы не знаете, чего ожидать и просто хотите “попробовать”, будьте готовы к вышеперечисленным особенностям наших активностей. 2) Будьте терпеливы и не ожидайте, что за пару месяцев вы станете мега-крутым капитаном/шкипером/рулевым/баковым или даже шкотовым. Хотя ваши возможности во многом определяются вашим желанием (возможно многое!), помните, что мастерство хождения под парусом, как и любое другое, требует многих лет получения опыта, оттачивания навыков, бесконечного совершенствования и обучения, совершения ошибок и самостоятельного их исправления, а порой и застоев, и гигантского объема рутинной работы.

Если вы, проанализировав вышеперечисленное, решаете, что игра стоит свеч и вы в деле, учтите ещё раз: 3) будьте терпеливы. Любая деятельность в клубе начинается с перетаскивания вещей и мытья лодок. До приключений и историй мы дойдём, но сначала придётся хорошо (но, возможно, не так захватывающе) поработать. 4) Активно проявляйте свою готовность помочь и не робейте. Поначалу всем страшно, поначалу мы все совершаем ошибки и получаем за них обратную связь от коллег, зачастую в очень красочных выражениях :) Не переживайте слишком сильно, а просто продолжайте работать. Проявление активной готовности к участию в клубных движухах очень важно потому, что капитаны физически могут не упомнить десятки потенциальных матросов к грядущим мероприятиям, работа найдётся для всех, если не на одной, то на другой яхте. 5) Не суетитесь и помните про безопасность. Яхтинг сопряжен с повышенной опасностью и для здоровья и для материальной составляющей нашей деятельности. На борту будьте внимательны и сохраняйте фокус на том, где вы находитесь и что делаете, обязательно надевайте спасательные жилеты и следите, чтобы и другие члены экипажа были безопасно экипированы. Сообщайте рулевым о любых актуальных факторах риска. Одевайтесь в соответствующую погоде и случаю экипировку (я уже не знаю, как это подчеркивать. Если вы приходите на аврал, надевайте одежду, которую не жалко испачкать и берите рабочие перчатки. Если вы приходите на тренировку, надевайте непромокаемую! одежду, обувь и головной убор, соответствующие погоде. Либо надевайте любую доступную одежду, но обязательно берите смену на случай изменения погодных условий); поддерживайте водный баланс и защищайтесь от солнца. 6) Знайте, что вам всегда помогут, но пользуйтесь своей головой. В непонятных или опасных ситуациях вам обязательно придут на помощь коллеги, но мелочи придётся решать самостоятельно. Помните, что часто приоритетом становится завершение текущих задач, а уже потом — задушевное общение, обмен остроумными наблюдениями и отдых :) 7) Приносите с собой перекус и питьё, лучше сразу на весь экипаж. Ну и… просто получайте удовольствие! Парусный спорт и отдых — это исключительная, пленительная страсть, если вы неравнодушны к нему, все мелочи и тяготы меркнут по сравнению с тем воодушевлением, которое охватывает вас под парусом.

 

Е.И.: Прорекламировать секцию

О.А.: Наш клуб с радостью поприветствует новых участников, вне зависимости от опыта или знаний о парусном спорте. Главное требование — это желание и готовность работать и активная позиция. Если они у вас есть, мы расскажем о доступных спортивных снарядах, подскажем о возможностях их вооружения, обучим теоретическим и практическим основам управления парусными яхтами, пригласим на совместные тренировки, соревнования и летние экспедиции и поделимся собственным опытом и компанией в парусных приключениях.

Группа Facebook

Если хочется задать вопросы, можно обратиться ко мне в Telegram (@Olga_Ananyeva) и Instagram (@zero_oneone_two).

Е.И.: Что-то от себя дополнительно

О.А.: Я могу почти бесконечно говорить об увлечении парусом. В моей жизни это одновременно и возможность развиваться и учиться чему-то новому и неизвестному, и созидательная деятельность, и отдых от учебы и работы, и лекарство от грусти, и замечательная компания совершенно разных прекрасных людей и уникальный жизненный опыт в неординарных ситуациях. Ключевые аспекты деятельности в нашем клубе: ты трудишься, ты учишься, ты созидаешь, ты помогаешь, ты переживаешь незабываемый опыт, ты делишься знаниями с коллегами, ты обретаешь новых друзей и получаешь удовольствие, сравнимое с эйфорией.

 

Для меня это удивительное ощущение: когда ты чему-то учишься, и, кажется, твоё невежество сокращается, но при этом ты начинаешь осознавать, сколького ты ещё не знаешь, и твоё невежество одновременно растёт. Чем больше учишься, тем лучше понимаешь, что не знаешь практически ничего. Я ещё очень неопытна, ещё очень осторожничаю и с судном в моём попечении, и с экипажем, предпочитаю лишний раз не рисковать. Оттого и приятнее маленькими шажочками получать свой опыт, учиться и учиться и учиться, ведь впереди столько новых горизонтов, чтобы их открыть. Невозможно за пару недель-месяцев, за пару курсов освоить яхтинг и считать себя яхтсменом (/шкипером/капитаном), это дело, эта страсть  — на всю жизнь.

Контакты